Главная
Юкин Владимир Яковлевич
Возврат

Журнал "Юный художник" №4 1991 год

Рубрика "В мастерской художника"

Владимирский живописец Юкин.

      Когда смотришь на работы Владимира Яковлевича Юкина, создаётся впечатление, что автор - прирожденный художник, чьё творчество воодушевлено необыкновенной привязанностью к родному краю. Знакомясь с биографией живописца, находишь подтверждение своим изначальным ощущениям.

      Родился он в 1920 году в Мстёре. Отец его был фельдшером, но семья славилась потомственными художниками. На протяжении почти трёх столетий из этого рода выходили сначала иконописцы, затем реставраторы. Большое влияние на выбор жизненного пути Владимира Яковлевича оказал его дядя - Павел Иванович, который проводил реставрационные работы под руководством И.Э.Грабаря. "Я помню своё детство, - рассказывает Юкин, - оно проходило среди природы. Наш родственник, известный художник Фёдор Александрович Модоров, часто навещал родных. Иногда я позировал ему. Множество красок, лежащих в этюднике, палитра, кисти - все это произвело на меня сильное впечатление. Я стал мечтать об искусстве". При поддержке Павла Ивановича, убежденного в серьезной приверженности племянника к искусству, судьба Владимира Яковлевича была решена.

      В 1936 году он едет в Иваново и поступает учиться в художественное училище. Главным наставником Юкина становится Михаил Семенович Пырин, ученик В.А.Серова, член "Союза русских художников". Большинство художников "Союза" ценили традиции русской реалистической школы, их творчество характеризовалось демократической направленностью, интересом к пейзажу, самобытности народной жизни. Именно эти черты через ивановских учителей унаследовал Юкин в начале своего творческого пути и был верен им до конца 50-х годов.

      Новые пристрастия в искусстве, поиски своего художественного языка у молодого живописца были впереди. Его образование и творческое становление было прервано годами войны. Через несколько месяцев после начала войны Владимир Яковлевич оказался в плену, где находился свыше трёх страшных, долгих лет, где видел смерть, изуродованную землю. Возможно, уже тогда в мечтах представлял природу родного края, и подсознательно возникала мысль, что передавать ощущение её яркой красоты следует сочными, несмешанными красками. Но понадобилось ещё много лет, чтобы художник уверовал в это и смог выразить в пластических образах свои чувства.

      Вернувшись с фронта, Юкин решил продолжить художественное образование. Два года художник учится во Львовском институте декоративно-прикладного искусства. После этого возвращается в Мстёру и вскоре выступает на областной выставке с большими тематическими полотнами. Но сюжетная картина не стала основной в его творчестве. Больше привлекал пейзаж. 50-е годы для мастера - период огромной экспериментальной работы. В это время художник окончательно осознает своё призвание.

      Переехав в 1959 году во Владимир, Юкин с тех пор почти не покидает области. Произведения же его путешествуют значительно дальше и больше их автора. После того как в 1960 году на первой выставке "Советская Россия" картины Юкина и других владимирских художников - К.Бритова и В.Кокурина - были замечены критикой и зрителями, они регулярно демонстрируются на союзных выставках, за рубежом.

      Живописец много лет искал не свою тему, а её образ. "Я думаю,- говорит художник, - что огромную роль в жизни каждого человека моего поколения сыграла война. Когда приходишь с фронта, то как будто ты - это уже не ты, и природа вокруг тебя тоже не та. Понадобилось много времени для того, чтобы побыть наедине с природой и как бы слиться с землей, где ты родился. Постепенно возвращалось к тебе чудо, которое всегда нас окружало". Но как по-своему рассказать о радости возвращения на эту землю, об ощущении ее силы, дарящей человеку жизнь? К выражению этих чувств Юкин шёл долго. Он изучал весенние солнцетворящие и сверкающие осенние пейзажи И.Левитана, восхищался работами И.Грабаря, проявлял интерес к колористическим поискам А.Куинджи, А.Рылова, Л.Туржанского. Он стал стремиться как можно реже смешивать краски, работать чистыми тонами. Его притягивала и пластика мастеров "Бубнового валета", о живописи которых говорили "вещностная" - очень убедительная и мощная. Сам мастер достигает подобного качества за счет фактуры - он экспериментирует с грунтами, подмешивает в краску опилки. Целью было создание такого живописного языка, который бы отражал жизнь родной земли во всей красоте ее и мощи, представлял яркий контраст серости, натуралистичности и бездуховности, которые были характерны тогда для пейзажей.

      В высказываниях и публикациях о Юкине и группе художников, которых объединяют в понятие "владимирская школа", отмечается их связь с народным искусством. Миниатюра, иконопись, вышивка, дымковская игрушка, домотканые пестрые половики, лоскутные одеяла, в которых заложено фольклорное ощущение праздника, единства природы и человека, оказали животворное влияние на творчество владимирских художников. Увлечение народным искусством в советской живописи повсеместно проявилось к концу 60-х годов. Но впервые свежо, ярко, сильно это заявлено в искусстве В.Юкина, К.Бритова, а потом и других владимирских художников.

      Для большей части послевоенного поколения, привыкшей к скромным реалистическим пейзажам в сероватой гамме, живопись Юкина явилась открытием Владимирцы были неодиноки в своём интересе к деревенской и провинциальной жизни, повседневный уклад которой они воспринимали как нечто вечное и принципиально важное. Однако именно владимирцы подчеркивают наиболее после довательно самое светлое и яркое в этой жизни.

      Юкин пишет много этюдов, но они всегда являются лишь подсобным материалом. Сама натура только подсказывает мотив, и в мастерской, работая уже над картиной, художник долго ищет композиционное решение, пластический ход. Его картины действительно завершены и не только по форме выражения, но и по опреде ленности мажорных эмоций. Художника не столько интересует состояние и особенности времени года, сколько их колористическое решение, стремление раскрыть особую одухотворенность природы. Не зря весной, например, в картине "Мартовские тени" деревья могут быть желтыми и крас ными, как и осенью, утверждая единство всех природных состоя ний. Саму красоту в данном случае художник выражает через чередование цветовых пятен, их ритм и весомость. Колористическая стихия работ Юкина подчинена не столько реальности, сколько выражению внутреннего замысла, хотя художник никогда принципиально не порывает с натурой. Но если мы представим среднерусскую природу, которую принято называть скромной, то вряд ли сразу найдём в ней такую игру цвета, форм, ритма. Это может почувствовать лишь художник, человек, внутренне настроенный на подобное восприятие. Художник создает образ владимирской земли, не зависящий от смены времён года и не меняющийся от настроения человека. Он собирает в одном полотне многие эффекты состояния природы, те моменты, когда она является источником цветонасыщенности и красоты. Но всё же земля эта - владимирская с её холмами, чередованием полей и перелесков, с типичными домиками, древней архитектурой. Художник строит композицию плоскостно, предпочитая очень высокий горизонт с огромным пространством, где земля постепенно поднимается до самого неба. Тонально и перспективно почти никогда не выделяются планы, поэтому всё изображение как бы равноудалено от зрителя и хорошо читается. Часто на первом плане написаны тени, падающие от деревьев, хотя сами они не изображены на холсте деревья как бы находятся в реальном пространстве зрителя и лишь отбрасывают на картинную плоскость тень. Таким образом создаётся эффект нашего сопричастия тому праздничному действу, которое разворачивается на картине.

      В отличие от других Владимирских художников Юкин почти не пишет города, за исключением древних архитектурных сооружений. Всё его внимание сосредоточено на деревне в окружении природы. Ей посвящены самые поэтические картины, воссоздающие единый строй представлений художника о мире.

И.Соболева