Главная
Антонов Алексей Тихонович
Возврат

Антонов Алексей Тихонович

      Антонов Алексей Тихонович (21-03-1932/01-10-2005) - родился в городе Алексин, Тульской области.

      Закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института в 1950 году, где занимался у известных теоретиков и практиков изобразительного искусства - Павла Петровича Соколова-Скаля, Тараса Гурьевича Гапоненко, Константина Ивановича Финогенова, В. А. Одинцова, Н. Г. Машковцева, П. К. Суздалева. Опытные учителя прочили ему будущее живописца.
      Работал учителем изобразительного искусства. Участвовал в создании и становлении художественно-графического факультета Ижевского педагогического института. 10 лет руководил кафедрой изобразительного искусства в Марийском государственном педагогическом институте.
      В 1970 году успешно защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Н. Н. Ростовцева - "патриарха отечественной методики преподавания изобразительного искусства".
      В 1976 году стал членом Союза Художников СССР. Принимал участие в областных, региональных, республиканских и всесоюзных выставках.
      В 1978 году Министерством Просвещения РСФСР был направлен в город Владимир для организации художественно-графического факультета при Владимирском государственном педагогическом институте.
      Алексей Тихонович Антонов - первый декан худграфа и первый кому, присвоено учёное звание профессора живописи.
      Около 10 лет заведовал кафедрой изобразительного искусства. Посвятил факультету 25 лет жизни. Преподавал рисунок, живопись, композицию и методику преподавания изобразительного искусства.
      Ни одно поколение студентов прошло школу Алексея Тихоновича. Среди нынешних студентов уже дети его первых учеников.
      Участвовал в становлении открывшейся в ВЛГУ в начале 1990-х кафедры архитектуры, преподавал рисунок.
      Все эти годы Антонов успешно сочетал педагогический труд с художественным творчеством, научной и искусствоведческой работой. Активно сотрудничал с аспирантами - на его счету не один десяток отзывов на кандидатские диссертации, рецензировал программы, методические издания и тому подобное. Щедро делился опытом с начинающими педагогами и художниками, всегда поддерживал их, любил обсуждать работы, тактично отмечая недостатки и помогая найти верный путь дальнейшего творческого развития, при этом мнения своего не навязывал. Об Антонове говорят: "Алексей Тихонович всегда был прост в общении. Он одинаково уважительно относился и к молодым неопытным студентам, и к достигшим уровня мастерства коллегам, никогда не кичился своими регалиями". Многие из тех, кому довелось общаться с Антоновым, сейчас вспоминают, насколько ценны были его советы.
      Он является автором многих статей, в том числе в центральных журналах "Художник" и "Юный художник", научно-методических разработок, каталогов и буклетов художественных выставок, в том числе областных. Много писал о владимирских художниках, в частности:
Статьи
"Графика Бориса Французова" - "Художник", 1981 год,
"Офорты Владимира Леонова" - "Художник", 1988 год.
"Графика Николая Баранова" - "Художник", 1979 год,
Каталоги
"Николай Баранов", 1979 год,
"Валентин Шумов", 1987 год,
"Николай Николаевич Модоров", 1987 год,
"Раиса Варцава", 1984 год,
"Николай Бобков", 1988 год.

      Алексей Тихонович Антонов профессионально занимался изучением детского творчества, очень любил и ценил его. Всячески поддерживал художественные школы и студии. Не раз был председателем жюри конкурсов детского рисунка.
      Не имея мастерской, которая так важна для полноценного творчества художника, Антонов работал в собственной квартире. Жил изобразительным искусством и творил, вопреки любым обстоятельствам.
      Персональные выставки: 1983, 1984, 1993, 2001 годы.
      Работы хранятся в частных коллекциях, как в России, так и зарубежом (США, Дания, Швеция, Германия).
      В феврале 2002 года состоялась его юбилейная персональная выставка, где было около 100 работ, выполненных в различных техниках - акварель, гуашь, масло, пастель, смешанная техника. Зритель увидел произведения, созданные с 1965 по 2001 годы. Выставка стала определённым итогом творческого поиска художника. Полномасштабно представленное творчество художника стало открытием для многих ценителей искусства.

      Творчество
      Алексей Тихонович Антонов - художник особого склада. Главная тема его творчества - природа России. Это пейзажист лирического плана, который хорошо знает и чувствует природу средней полосы России.
      Говоря о произведениях Антонова, неизменно отмечают - изысканный вкус и атмосферу нежной, мудрой созерцательности. По взгляду на мир его причисляют к тонким лирикам пастернаковского склада.
      Художник умышленно отказывался от сложных мотивов, живописной условности, стремясь найти отклик своему миропониманию, своим переживаниям и чувствам в явлениях природы, её изменчивых состояниях, и глубине созерцательного начала. Свою задачу он решал достаточно широким диапазоном живописно-пластических средств. Умел обычный, неприметный на первый взгляд, природный мотив поднять до уровня необычного поэтического звучания и вызвать активное сопереживание зрителя.
      При взгляде на работы художника возникает ощущение пространства, передаваемого в них, "сотканного" из воздуха, света, запахов и звуков - всего того, что невозможно просто изобразить. Это под силу передать только художнику с очень тонко чувствующей душой. Такое явление описывают так: "Картина "затягивает" зрителя".
      При очень простой, но чёткой по замыслу композиции автор отказывается от тщательной фактурной проработки формы, натуралистической иллюзорности, привычной конкретности.
      Антонов пишет широко, обобщённо, стремясь найти неповторимое выразительное колористическое решение. Палитра работ скромна, но не монохромна и представляет собой: сложные цвето-воздушные сочетания и тонально-фактурные переходы, достигаемые путём многослойных, почти лессировочных покрытий, организованных в целостный колористический строй. Главное внимание в пейзаже уделяется решению трёх больших отношений, нюансируя тончайшими оттенками каждое из них.
      Основываясь на натуре, художник творчески перерабатывал полученные от неё впечатления и оставался на уровне того "чуть-чуть", на котором основывается истинно большое искусство. Его работам присуща недосказанность, располагающая зрителя к домысливанию содержания.
      Излюбленный материал - акварель. Технический приём в живописи Антонова никогда не заявляет о себе, оставаясь в самой ткани художественного образа. Автор постоянно экспериментирует с техникой работы, добиваясь достижения через способ наложения краски наибольшей выразительности колорита, диктуемой замыслом. Смывка, набрызг, введение пастели, пробивание красочного слоя, добавление гуаши - вот далеко не все приёмы, отражающие творческую индивидуальность художника.
      Антонов любил писать загородные места, перелески с речушками, старые деревеньки с церквями, полевые цветы. Он любуется ими и искренне доверяет зрителю свои чувства, приглашая его к созерцательному сопереживанию. Художник боготворил русский пейзаж и питал особую привязанность к изображению деревьев. Они у него, то шумные и буйные, то спокойные и гостеприимные, то ласковые и нежные. Важное место занимал в творчестве Антонова и натюрморт.
      Взгляд художника на окружающую действительность пронизан традициями духовности и мироощущения русского человека: он несколько тосклив, задумчив, полон светлой печали. Искусство Антонова по своим профессиональным характеристикам сродни импрессионизму, но в данном случае импрессионистический взгляд особым образом пронизан истинно русской духовностью и мировоззрением. Это явление в живописи можно назвать самобытным, далёким от подражательства, "русским импрессионизмом". Возможно, именно чувство своего стиля, которое неизменно пронёс через многие годы творчества Антонов, подтверждает правильность выбранного им пути и высокую профессиональную состоятельность.

Картины:
[1-6]